Мы начали осваивать новую нишу: в рамках проекта Forbes Experience мы будем знакомить российских предпринимателей с возможностями, которые откры- ваются для бизнеса в зарубежных странах. В рамках этого проекта мы будем организовывать встречи руководителей российских компаний с регуляторами рынков, инвесторами, представителями деловых кругов.
Первой страной, куда отправилась экспедиция Forbes Russia, стало Королевство Марокко. Выбор пал на эту страну, потому что здесь есть интересные перспективы: чтобы привлечь иностранные инвестиции, правительство Марокко развивает инфраструктуру, совершенствует деловую среду, готовит кадры.
Мы убедились в этом во время встреч с представителями власти и бизнеса, которые рассказали нам о правилах открытия и ведения бизнеса в этой стране, познакомили с интересными кейсами.
Процесс регистрации компании в Марокко занимает от двух недель до месяца и обойдется небольшим компаниям в €2 тыс., крупным — в €10 тыс. Однако в стране есть специальные экономические зоны, где применяются упрощенные процедуры регистрации бизнеса. Новые компании могут рассчитывать на пятилетний льготный налоговый период.
Предпринимателям, которые решат работать в Марокко, стоит заранее учитывать особое отношение ко времени и к дедлайнам. В этой стране, как и в других странах Северной Африки, партнеры не особенно напрягаются по поводу сроков и дедлайнов. Фразой «Ин ша’ Аллах» тут можно объяснить практически любую ситуацию. Вы можете назначить деловую встречу на десять часов утра и в ответ услышите: «Ин ша’ Ал- лах». Это может означать: «Давайте попробуем, но... как пойдет».
В марокканской деловой среде большое значение имеют личные связи и доверительные отношения. Если вы недавно приехали в эту страну и планируете начать там бизнес, начните с установления доверительных отношений с местными партнерами.
МАРИНА МАТЫЦИНА
Генеральный директор Forbes Russia
Один из российских предпринимателей, работающих в секторе высоких технологий в Марокко, поделился своей историей. Полгода на его продукт никто не обращал внимание, переговоры заканчи- вались без результата. Предприниматель смог успешно стартовать только после того, как на собственные деньги провел конференцию, на которой показал возможности продукта. Расходы на аренду гостиницы и проведение обучающей конференции составили около 10 млн рублей. Участие для потенциальных клиентов было бесплат- ным. По итогам этого события организатор получил шесть контрактов из нескольких стран Северной Африки на сумму 90 млн рублей.
Один из советов, который мы получили на месте, — привлекать к сотрудничеству государство или крупных местных игроков, после этого дело пойдет значительно быстрее.
ЗНАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ФРАЗ НА АРАБСКОМ МОЖЕТ ПРОИЗВЕСТИ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ПАРТНЕРОВ И УСКОРИТЬ УКРЕПЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
Важным аспектом является знание языков. В Марокко используются французский и арабский языки в деловой среде, но знание несколь- ких фраз на арабском может произвести благоприятное впечатление на партнеров и ускорить укрепление отношений. Начните изучение арабского со всеми любимой фразы «Ин ша’ Аллах». Во время поездки участники экспедиции сделали вывод, что российским предпринимателям в Марокко открывается достаточно несложный выход на огромный африканский рынок.