FExperience | Африка

«НАЧАЛО ПРЕКРАСНОЙ ДРУЖБЫ»

ДЕНИС КОШКИН

АНАСТАСИЯ НИКИТИНА

Директор по устойчивому развитию и международным проектам Forbes Russia

«Луи, я думаю, это начало прекрасной дружбы» — этими словами заканчивается знаменитый голливудский романтический фильм 1942 года «Касабланка», поставленный режиссером Майклом Кертисом, с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Лента повествует о драматических событиях, развернувшихся в Марокко во время Второй мировой войны.

Тогда территория Марокко была разделена между Францией и Испанией. В результате гражданской войны в Испании и падения независимой Франции в Марокко хлынули потоки беженцев. Отношения между людьми, придерживающимися разных взглядов и вовлеченными в европейские конфликты, легли в основу сюжета «Касабланки».
В марте 1956 года Франция признала независимость Марокко, а в апреле самостоятельность получило и Испанское Марокко. Страна сумела выстроить сбалансированные отношения с государствами Европы, Африки, Азии и извлечь максимум выгоды из своего географического положения на перекрестке путей, ведущих из Старого и Нового Света на Ближний Восток и вглубь Африки.
В 1970-х годах в стране начался экономический бум, связанный с увеличением инвестиций в сельское хозяйство и промышленность. Туризм стал важной частью экономики, привлекая международных туристов благодаря культурному наследию и природным красотам.
С 1990 по 2010 год наблюдались политические и социальные изменения: в стране начались политические реформы, цели которых — демократизация, активизация гражданского общества, рост роли женщин в обществе и в бизнесе.
Начиная с 2010 года в ответ на глобальные вызовы, такие как изменение климата, Марокко активно развивает энергетические проекты нового типа, включая генерацию энергиис помощью ветра и солнечного света. В стране активно развивается цифровая экономика, марокканские стартапы привлекают международные инвестиции.
Для первой экспедиции FExperience нам нужна была страна, которая динамично развивается, открыта для международного сотрудничества и сохраняет торговые связи с Россией. Такой страной является Марокко.

Внимание к Африке

Африка долгое время оставалась на периферии внимания российских инвесторов, но в последние годы интерес к ней растет, потому что здесь про- исходят серьезные перемены.
Экономический рост на континенте в среднем составляет около 5 %, что открывает множество возможностей для российских предпринимателей. «Основные ожидания от Африки связаны не только с колоссальным ростом населения, но и с тем, что темпы роста африканской экономики на всем прогнозируемом отрезке внимания будут выше среднемировых. По некоторым оценкам, в ближайшие 10–15 лет экономика континента будет расти со средним темпом около 7 %», — считает профессор бизнес-практики, проректор Школы управления СКОЛКОВО Алексей Калинин.
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2024 году российский экспорт в страны Африки вырос к предыдущему году на 14 %, тогда как экспорт в страны Европы сократился на 20 %.

Восток — дело тонкое

Марокко расположено на западе Африки, но в культурном плане страна является частью Арабского Востока. Россиянам, решившим работать с Марокко, нужно потратить определенное время на то, чтобы погрузиться в контекст, познакомиться с традициями и обычаями.
Как и в других странах Востока, здесь очень важны контакт и доверие между партнерами: обязательно нужно поддерживать открытое, честное общение, сохраняя уважительную дистанцию, и быть готовым к тому, что процесс принятия решения займет больше времени, чем вы ожидаете. Не менее важно знать, что в стране ведется борьба с коррупцией и от иностранных партнеров требуется прозрачность, открытость и готовность соблюдать местные законы и правила.
И конечно, нужно представлять приоритеты национальной экономики. Российскому бизнесу есть что предложить Марокко, особенно в области энергетики, а также в секторах новой экономики — я имею в виду обработку данных, кибербезопасность, цифровое образование... В этом российским предпринимателям поможет проект FExperience.

Бумаги и овраги

Крылатое выражение «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» напоминает нам, что между планами и реальностью могут быть существенные расхождения. Международная практика показывает, что часто компании уходят с новых рынков из-за недостаточно глубокого понимания местной специфики.
Например, в 2000 году кофейни Starbucks вышли на рынки Израиля и Австралии, но особенности кофейной культуры этих стран повлияли на бизнес компании. Сеть решила скорректировать планы и свернуть экспансию. Израильтяне привыкли к более крепкому кофе, они предпочитают пить его медленно. Австралийцы предпочитают менее сладкие напитки.
Гигант eBay в 2003 году вышел на рынок Китая, где уже работал местный маркетплейс Alibaba, который хорошо знал особенности поведения китайских потребителей. Через некоторое время eBay ушел с китайского рынка.
Walmart вышел на рынок Германии в 1998 году, однако в 2006 году свернул бизнес в этой стране. Американский ретейлер Target хотел расшириться в Канаде, но столкнулся с проблемами в логистике и в выборе местоположений. В 2015 году компания закрыла все свои магазины в стране.
Вывод очевиден: для начала прекрасной дружбы нужны не только искренние намерения, но и глубокое понимание особенностей местного рынка.