FExperience | Африка

СДЕЛАНО В МАРОККО

ДЕНИС КОШКИН

ДЕНИС КОШКИН

Исполнительный директор Forbes Russia

Ежедневно в марокканский порт Танжер-Мед прибывает порядка пяти железнодорожных составов, каждый из которых доставляет к причалам около 200 легковых автомобилей. Более 1 тыс. автомобилей в сутки отправляется из этого крупного порта, расположенного в Гибралтарском проливе, к берегам Европы, Азии и Африки.

Автомобильные заводы в Марокко появились в начале 2000-х годов. Первым крупным проектом стало открытие завода Renault в 2012 году на севере страны. Через некоторое время примеру Renault после- довали другие производители — сегодня в Марокко есть заводы по производству компонентов Nissan, Peugeot, Volkswagen...
По данным марокканской статистики, в 2022 году экспорт авто- мобильного сектора Марокко составил около $11 млрд, в 2023-м — $13 млрд, в 2024-м — $14 млрд. Значительная часть автомобильной продукции направляется в страны Евросоюза. Сегодня в отрасли работают более 200 тыс. человек, в Марокко идет строительство 60 новых производств, связанных с автомобильным сектором.
Как и во многих других странах, таких как Индия, Пакистан, Южная Корея, иностранные инвестиции в Марокко пришли сначала в тек- стильную отрасль. В 1960-е годы в создание текстильных производств в Марокко инвестировали французские компании, затем к ним присоединились испанские. Сегодня в Марокко производят одежду испанские Zara и Mango, шведская H&M, итальянский Benetton...
ПОСЛЕ ТЕКСТИЛЯ В МАРОККО СТАЛИ ПРОИЗВОДИТЬ АВТОМОБИЛИ, А ЗАТЕМ — АВИАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
После текстильных производств началась автомобильная эра, а затем в Марокко стали производить еще более сложную продукцию: детали фюзеляжа, крыльев, авионику для Airbus, Boeing и Bombardier.
По мере того как в Марокко приходили умные инвестиции, пе- ремены в экономике шли в двух направления. Во-первых, с севера на юг, вовлекая в сложное производство все новые и новые города и территории. Во-вторых, перемены охватили национальную систему образования: для технически сложных производств требовались кадры, и марокканские университеты стали готовить инженеров, конструкторов, направлять их на стажировки по совместным про- граммам за рубеж, в том числе в Россию.
Инвестиционный климат в стране способствует притоку инвестиций. В Марокко многие элементы бизнес-среды являются неотъемлемой частью привлекательного инвестиционного климата.
  • Королевство может похвастаться развитой практически на европейском уровне системой логистической инфраструктуры: национальная сеть автодорог европейского уровня, высокоскоростная железная дорога TGV между крупнейшими городами, несколько международных аэропортов с широкой географией поле- тов, включая ежедневный прямой рейс в Москву, крупнейший в Африке и Средиземноморье ультрасовременный морской порт Танжер-Мед.
  • В стране есть сеть свободных экономических и индустриальных зон с особыми режимами, привлекающими иностранных инвесторов по страновому или отраслевому признаку.
  • В каждом регионе страны действуют структуры по привлечению иностранных инвестиций, которые готовы сопровождать иностранных инвесторов в реализации их проектов на территории Марокко.
  • В королевстве предусмотрены налоговые стимулы для инвесторов. Кроме того, работает программа поддержки иностранных инвесторов в виде государственных субсидий, размер которых может достигать 30 % от суммы инвестиций в проект.
В экономике Марокко есть масса нерешенных проблем, присущих развивающимся рынкам, тем не менее страна представляет большой потенциал для российских инвесторов. Здесь стабильная экономическая среда, а инфляция на протяжении последнего десятилетия не превышала 2 %.