FExperience | Африка

Выход в свет

АЛЕКАНДР ДОЛГОВ

АЛЕКАНДР ДОЛГОВ

Серийный предприниматель, маркетолог, эксперт по франчайзингу

ОЦЕНИТЕ ОБЪЕМ РЫНКА И ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС: СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ? БЫТЬ МОЖЕТ, ВАМ ВЫГОДНЕЕ РАЗВИВАТЬ БИЗНЕС В РОССИИ?

Зачем бизнесу развиваться за рубежом? Помимо того что это способ масштабирования и увеличения прибыли, выход на зарубежные рынки позволяет минимизировать влияние экономической нестабильности, расширить клиентскую базу, привлекать инвесторов.
В 2024 году 60% российских компаний задумывались о выходе на международный уровень — эти данные приводит ресурс Franshiza.ru в своем ежегодном исследовании. Однако компании по-разному подходят к этому процессу. Есть большое количество «подводных камней», о которых нужно знать. Наша компания работает в 16 странах, мы приобрели ценный опыт, которым я готов поделиться с коллегами.

Проанализируйте рынок

Перед выходом на рынок конкретной страны важно изучить его ключевые параметры: объем, динамику, покупательскую способность и уровень конкуренции.
Мы часто забываем, что основная часть стран на планете значительно меньше России. Например, в близкой к нам стране Армении основной платежеспособный спрос сосредоточен в Ереване. Фактически выход на рынок Армении — это открытие филиала в одном городе.
Оцените объем рынка и задайте себе вопрос: стоит ли игра свеч? Быть может, вам выгоднее развивать бизнес в России, где живут 140 млн человек?
Не во всех странах российскому бизнесу комфортно работать. Например, в США и ЕС могут возникнуть сложности с открытием банковских счетов. В странах СНГ и Азии с этим обстоят дела проще, но перед тем, как принять решение о выходе в новую страну, необходимо уточнить, не изменились ли там правила игры.

Подготовьте документы

Максимально обезопасьте себя с юридической точки зрения. Изучите систему налогообложения. Обратите внимание на льготные режимы, приготовьтесь к тому, что во многих странах, например в США и ЕС, нет льготных режимов.
  • Зарегистрируйте бизнес, станьте налоговым резидентом, откройте счет.
  • Получите необходимые лицензии и сертификаты.
В России мы привыкли, что эти процедуры делаются быстро, за один-два дня. В другой стране выполнение формальностей может занять около месяца.

Оцените специфику

Если вы выходите на потребительский рынок, важно учитывать менталитет партнеров, особенности местной культуры, поведения, например:
  • в Казахстане клиенты активно торгуются;
  • в европейских странах покупатели достаточно консервативны, они тяжело меняют свои привычки;
  • в Беларуси жители строго соблюдают юридические формальности — отступления от правил здесь не пройдут.
Все подобные особенности важно учитывать при настройке сервисов вашей компании.
В случае с общепитом критически важно понимать, как работает ежедневное потребление. У вас могут разово купить продукт и поблагодарить, но постоянного потока продаж не будет. Обратите внимание на то, как ведут себя клиенты, каков объем еды в тарелках, как подаются блюда. Мы сделали много открытий, когда выходили на рынок Китая: например, мы обнаружили, что здесь в огромной тарелке риса может быть минимальное количество мяса.

Подготовьте финансовый резерв

Выход на новый рынок — затратный процесс. Важно заранее просчитать:
  • аренду, зарплаты, логистику;
  • маркетинговые расходы;
  • налоги, таможенные платежи, трансграничные расчеты.
Часто предприниматели не учитывают реальные затраты — из-за этого приходится откладывать экспансию.
Будьте готовы к тому, что по мере изучения местной специфики ваши планы изменятся. Адаптируйте продукт и маркетинг под местную аудиторию.

АЛЕКСАНДР ДОЛГОВ
Предприниматель, владелец сетей Laser Love, «ЧебурекМи», SneakNFresh, насчитывающих 820 точек в 16 странах.